Друзья! Немного отвлекитесь от посевов томатов, ухаживания за рассадой и составления планов весенних посадок Я предлагаю Вам прогуляться по Невскому проспекту Санкт-Петербурга
Кони Клодта в Неаполе перед королевским дворцом
Кони украшали дворец Бельведер в Петродворце и стояли на берегу Орловского пруда в Стрельне, но были утрачены во время ВОВ. Их можно увидеть в Кузьминках в имении князя С.М. Голицина. Копии коней, выполненных внуком К.А. Клодтом, красуются на Беговой аллее в Москве.
Сегодня бронзовые композиции Укрощение строптивых коней выглядит совсем иначе, чем другие известные памятники архитектуры Санкт-Петербурга
В ночь с 29 на 30 июня 2000 года кони покинули свои постаменты и были отправлены на реставрацию. Реставрационные работы возглавил Владимир Григорьевич Сорин – главный специалист фирмы «Интарсия». Мне довелось познакомиться и работать вместе с этим удивительным человеком, интереснейшим собеседником. Нашей лаборатории была поручена работа, заключавшаяся в подборе и испытаниях различных защитных покрытий в условиях, имитирующих климатические условия Петербурга с тем, чтобы затем использовать их на архитектурных памятниках при их реставрации. Объектами реставрации были Колесница славы, Александровская колонна, Смольный собор и др. Но кони Клодта — это отдельная история.
Жизнь памятников и скульптур в Петербурге гораздо тяжелее, чем во многих городах мира. Наш климат подвергает их постоянным испытаниям. В течение одного зимнего дня бронзовая скульптура может пережить несколько перепадов температуры. Археологический металл подвергается атмосферной, почвенной и биологической коррозии. Высокая загазованность, близость воды, регулярные зимние обработки улиц песочно-соляной смесью, постоянная вибрация поставили на грань гибели Укротителей коней. К концу девяностых годов три из четырех пустотелых плит под скульптурой растрескались и прогнулись. Одна из фигур накренилась и начала сползать в сторону реки Фонтанки. Ученым удалось выявить структуру солей, характер загрязнений, определить состав сплава. Интересно, что внизу и вверху скульптур состав металла разнится: произошла так называемая ликвация – расслоение компонентов. То есть, образно говоря, ноги у Клодта коней оказались медными, живот – латунным, а уши – цинковыми. Выявился и механизм образования патины – злокачественной и доброкачественно
Фрагменты реставрации
О возникших проблемах и ходе реставрационных работ я узнавала из первых рук.
Ни один классический способ реставрации в данном случае не подходил. Было очевидно: нужен новый способ борьбы с бронзовой болезнью, точнее — с ее рецидивами. В.Г. Сорин, используя приборную технику Политехнического института, разработал новую реставрационную технологию. Суть методики заключалась в нанесении защитно-декоратиметоду было очень большое недоверие искусствоведов, как ко всему новому и необычному. Тем не менее, план реставрации все же был принят и утвержден. Но наши исследовательски
Итак, скульптуры коней Клодта отреставрированы
Автор работы: Татьяна (Tusico)
До реставрации.
После реставрации.