«

»

Мар 20

Прогулка по Невскому проспекту Санкт-Петербурга от Татьяны (Tusico)

Друзья! Немного отвлекитесь от посевов томатов, ухаживания за рассадой и составления планов весенних посадок Я предлагаю Вам прогуляться по Невскому проспекту Санкт-Петербурга, остановиться на Аничковом мосту и задержать свое внимание скульптурных композициях «Укротителей коней», созданных в 19 веке гениальным скульптором бароном фон Клодтом. Эти шедевры стали символом нашего города. Я не буду подробно останавливаться на истории создания этих скульптур, в интернете об этом много написано. Мы будем говорить о малоизвестных страницах жизни скульптур. Знаете ли Вы, что Клодт отливал своих коней не единожды. Благодаря Николаю I скульптурные композиции можно увидеть в Берлине и Неаполе, которыми император одаривал правителей.

 

Кони Клодта в Неаполе перед королевским дворцом

Кони украшали дворец Бельведер в Петродворце и стояли на берегу Орловского пруда в Стрельне, но были утрачены во время ВОВ. Их можно увидеть в Кузьминках в имении князя С.М. Голицина. Копии коней, выполненных внуком К.А. Клодтом, красуются на Беговой аллее в Москве.

Сегодня бронзовые композиции Укрощение строптивых коней выглядит совсем иначе, чем другие известные памятники архитектуры Санкт-Петербурга. Уже более 15 лет скульптуры имеют оливковый цвет – цвет расчищенной литейной бронзы, словно только что вышли из мастерской Клодта. А благородный зеленоватый «налет времени» отсутствует – для коней он вреден. Вы спросите почему?

В ночь с 29 на 30 июня 2000 года кони покинули свои постаменты и были отправлены на реставрацию. Реставрационные работы возглавил Владимир Григорьевич Сорин – главный специалист фирмы «Интарсия». Мне довелось познакомиться и работать вместе с этим удивительным человеком, интереснейшим собеседником. Нашей лаборатории была поручена работа, заключавшаяся в подборе и испытаниях различных защитных покрытий в условиях, имитирующих климатические условия Петербурга с тем, чтобы затем использовать их на архитектурных памятниках при их реставрации. Объектами реставрации были Колесница славы, Александровская колонна, Смольный собор и др. Но кони Клодта — это отдельная история.

Жизнь памятников и скульптур в Петербурге гораздо тяжелее, чем во многих городах мира. Наш климат подвергает их постоянным испытаниям. В течение одного зимнего дня бронзовая скульптура может пережить несколько перепадов температуры. Археологический металл подвергается атмосферной, почвенной и биологической коррозии. Высокая загазованность, близость воды, регулярные зимние обработки улиц песочно-соляной смесью, постоянная вибрация поставили на грань гибели Укротителей коней. К концу девяностых годов три из четырех пустотелых плит под скульптурой растрескались и прогнулись. Одна из фигур накренилась и начала сползать в сторону реки Фонтанки. Ученым удалось выявить структуру солей, характер загрязнений, определить состав сплава. Интересно, что внизу и вверху скульптур состав металла разнится: произошла так называемая ликвация – расслоение компонентов. То есть, образно говоря, ноги у Клодта коней оказались медными, живот – латунным, а уши – цинковыми. Выявился и механизм образования патины – злокачественной и доброкачественной. Скульптуры «болели» бронзовой болезнью очень серьезно.

 

 

              Фрагменты реставрации

              О возникших проблемах и ходе реставрационных работ я узнавала из первых рук.

              Ни один классический способ реставрации в данном случае не подходил. Было очевидно: нужен новый способ борьбы      с бронзовой болезнью, точнее — с ее рецидивами. В.Г. Сорин, используя приборную технику Политехнического института, разработал новую реставрационную технологию. Суть методики заключалась в нанесении защитно-декоративного покрытия газопламенным напылением. Для этого был разработан специальный плазматрон. Вопросов было много, в т.ч. необходимо было выбрать оптимальный вариант защиты от коррозии. Путем длительных и очень трудоемких испытаний мы исследовали качество покрытий в экстремальных условиях. Защитная способность металлических покрытий определялась при повышенных содержаниях оксида серы, хлорида натрия, влажности, перепада температур от минусовых до положительных. И у нас все получилось. Наши рекомендации были приняты и использованы в процессе реставрации. Однако к новому методу было очень большое недоверие искусствоведов, как ко всему новому и необычному. Тем не менее, план реставрации все же был принят и утвержден. Но наши исследовательские работы продолжались еще долго, чтобы спрогнозировать сроки защиты разработанного покрытия. Т.е., надо было ответит на вопрос: а сколько времени простоит памятник без коррозионных разрушений? Мы установили, что предложенная В.Г. Сориным технология может обеспечить защиту архитектурных памятников на срок более 50 лет.

Итак, скульптуры коней Клодта отреставрированы. Опытные реставраторы разработали специальную систему крепления фигур на пьедестале: в полость плит, на которых стоят фигуры, помещены специальные конструкции, предохраняющие скульптуры от вибрации. А внутри полости плиты той скульптурной композиции, что у дворца Белосельских – Белозерских, находится медная капсула, где перечислены все участники этого реставрационного проекта, числом около 30 человек. Внизу подпись: «Мы сделали все, что могли. Кто сможет, сделайте лучше». И это действительно так. Наши реставраторы приложили все силы, чтобы вернуть петербуржцам этот шедевр.

Автор работы: Татьяна (Tusico)

 

 

До реставрации.

 

 

После реставрации.

 

 

2 комментария

  1. Веруня

    Татьяна, большое спасибо за интересный рассказ.

  2. Jannulia

    Татьяна большое спасибо за статью.Раньше даже не задумывалась КАКОЙ объём работы проводится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

81 queries in 1,987 seconds.